В столице прошла серия научно-методических вебинаров.
В вебинарах приняли участие представители Минобрнауки РФ, Межрегиональной ассоциации автошкол, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Минтранса РФ, ГУ ОБДД МВД России.
Участники вебинаров обсудили новую концепцию подготовки водителей. «Основная наша задача – решение вопросов кадрового обеспечения подготовки водителей, что напрямую связано с вопросами безопасности дорожного движения,— рассказала ведущий научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Ольга Клинк. – Принципиальные изменения связаны с изменением самого подхода к подготовке этих специалистов, обеспечению доступности обучения, требованиям к современным автошколам».
Еще один важный вопрос, обсуждавшийся на вебинарах,— разработка соответствующего профессионального стандарта для педагогических работников. Проект документов уже подготовлен, и в настоящее время специалисты знакомят с ним широкую общественность, получают оценку экспертов, и по итогам этой работы будут вносить предложения и замечания, а затем утверждать их на законодательном уровне и вводить в действие.
«Вопрос квалификации педагогических работников автошкол – это вопрос первостепенной важности»,— подчеркнула Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол.
Новая программа переподготовки мастеров предусматривает более 250 часов обучения, при этом акцент сделан на методической базе. Кроме того, в общем учебном курсе появились новые темы. Они касаются не только технической стороны вопроса, но и психолого-педагогической.
«Курс «Основы общения» будет очень полезен для всех. Современные инструкторы – в основном практики, они основываются на свои знаниях и умениях, а для правильного обучения кандидатов в водители необходим педагогический подход»,— считает Сергей Беляев, заместитель директора по учебно-методической работе ФАУ Отраслевой научно-методический центр Министерства транспорта России.
Особое внимание участники уделили вопросам обучения водителей с ограниченными возможностями здоровья. Они напомнили, что сегодня на законодательном уровне формируется доступная среда профессионального обучения, поэтому изменился сам подход к подготовке этой категории кандидатов в водители.
Татьяна Шутылева подчеркнула, что сегодня нужны не только квалифицированные педагогические кадры, но и специалисты, которые смогут реализовывать адаптивно специализированные программы. В настоящее время такие автошколы уже работают – так, одна из них в Москве ежемесячно выпускает по 10–15 водителей с ОВЗ.
Но это единичные случаи: для каждой из таких школ требуется особое оборудование, а педагоги должны пройти специализированный курс.
«Те вебинары, которые сегодня проводятся, должны способствовать решению этой проблемы по всей России»,— резюмировала президент МААШ.