125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

 

Проверка знаний и навыков оказания первой помощи у кандидатов в водители, как фактор повышения качества подготовки

 

Дежурный Л. И.
Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», г. Москва
Лысенко К. И.
Кандидат психологических наук, начальник Главного клинического госпиталя Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва
Закурдаева А. Ю.
Юрисконсульт, ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» г. Москва
Неудахин Г. В.
Научный сотрудник, ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» г. Москва. Инструктор Европейского совета по реанимации

 

В настоящее время много внимания уделяется повышению качества оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Одной из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств. Особое внимание к этой группе связано с несколькими причинами. Во-первых, водители могут быть непосредственными участниками ДТП и могут сами пострадать. Поэтому для них, в отличие от других участников, актуальными являются вопросы самопомощи. Во-вторых, будучи участниками или свидетелями ДТП, водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и ранние осложнения травмы. В-третьих, это самая массовая группа участников (десятки миллионов человек). Учитывая это, даже минимальное участие их в оказании первой помощи пострадавшим суммарно может дать значительный медицинский, социальный и экономический эффект.

При этом водители являются самой неорганизованной группой участников оказания первой помощи. Это люди различных возрастов, специальностей, с различным образованием и т. д., что определяет необходимость аккуратного и взвешенного подхода к любым мероприятиям, направленным на эту группу участников оказания первой помощи, а также требует всестороннего и комплексного изучения и прогнозирования результатов нововведений. В противном случае любые мероприятия могут не дать ожидаемого результата, вызвать негативную реакцию и в конечном счете даже ухудшить ситуацию с оказанием первой помощи пострадавшим в ДТП.

Одним из важных направлений является улучшение подготовки к оказанию первой помощи кандидатов в водители. Для этого в настоящее время разрабатываются учебно-методические материалы, пособия, программы обучения и др. Кроме того, готовятся проекты изменений направленных, в том числе на ужесточение лицензионных требований к организациям, производящим первичную подготовку водителей. Цель этих мероприятий заключается в повышении качества подготовки водителей по вопросам первой помощи.

Однако только лишь выполнение этих мероприятий может не дать ожидаемого результата. После внедрения разрабатываемых лицензионных требований организации, производящие подготовку водителей, будут вынуждены их выполнять для получения лицензии, но на практике после ее получения, данные организации могут и не производить подготовку водителей по первой помощи, что во многих случаях происходит в настоящее время.

Связано это с тем, что в настоящее время ни персонал автошкол, ни водители не имеют мотивации к проведению полноценных занятий по первой помощи. Автошколы, таким образом могут экономить средства, а водители личное время. Это связано с отсутствием контроля за полученными знаниями и навыками при действующем порядке приемки экзаменов в ГИБДД. В настоящее время на экзамене в ГИБДД частично контролируются только теоретические знания по первой помощи (в каждый билет входит один вопрос), а практические навыки вообще не проверяются. Ответы на тестовые вопросы, как правило, заучиваются без получения представления об оказании первой помощи в реальных условиях. К сожалению, на основе этого невозможно оценить степень готовности будущего водителя к оказанию первой помощи при ДТП.

Отсутствие при сдаче экзамена раздела по практическим навыкам приводит к тому, что ни водители, проходящие самостоятельную подготовку для получения водительских прав, ни автошколы не уделяют этому разделу должного внимания. Так как конечной целью подготовки в автошколе является успешная сдача экзамена в ГИБДД, то основное внимание уделяется только тем разделам, которые влияют на результат. В итоге самостоятельная подготовка водителей и подготовка в автошколах не дает достаточных знаний и практических навыков по оказанию первой помощи.

Можно предположить, что ситуация могла бы быть исправлена проведением постоянных проверок соблюдения лицензионных требований органом, выдавшим лицензию. Однако это вряд ли даст существенный результат, т. к. в ходе проверки возможно проведение «показного занятия». Кроме того, это потребует от лицензирующих органов дополнительных ресурсов.

Таким образом, создание контрольной функции, являющейся мотивирующим фактором как для автошкол, так и для водителей, возможно путем изменения порядка приемки экзаменов в ГИБДД. Без этого, скорее всего, существенно изменить качество подготовки водителей по оказанию первой помощи будет невозможно.

Важность этой темы подтверждается отражением ее в «Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г.».

При этом в 2009 году в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» Минздравсоцразвития России была проведена работа по изучению возможностей изменения порядка приема экзаменов в ГИБДД, разработана принципиальная схема проведения экзамена по первой помощи и подготовлены проекты необходимых нормативных документов.

Сдача экзамена по оказанию первой помощи потенциально возможна как на территории ГИБДД, где проходит основной экзамен, так и в специализированных центрах с выдачей соответствующего документа об успешном окончании курсов, сдаче экзамена по первой помощи и допуске к экзаменам в ГИБДД. Знание теоретической части может оцениваться с использованием тестирующей программы. Практическая часть должна приниматься с использованием манекенов и другого учебного оборудования, либо преподавателем учебного центра, либо специально обученными сотрудниками в ГИБДД. Экзаменационные вопросы должны периодически пересматриваться для внесения изменений в соответствии с современными тенденциями в оказании первой помощи.

Необходимость сдачи полноценного теоретического и практического экзамена по первой помощи вынудит водителей и персонал автошкол относится к подготовке по первой помощи с должным вниманием.

Таким образом, при изменении системы приема экзаменов по первой помощи при получении водительского удостоверения возникает постоянно действующая функция контроля за качеством подготовки кандидатов в водители по первой помощи. Это будет являться мотивирующим фактором как для водителей в получении знаний и навыков по первой помощи, так и для автошкол в качественном преподавании раздела первой помощи.

Однако, учитывая массовость подготовки водителей, прежде чем принимать новую систему приема экзамена по первой помощи для водителей транспортных средств, будет целесообразно провести полноценную апробацию новой схемы в 1-2-х пилотных регионах для выявления всех возможных негативных последствий, отработки методики приема экзаменов, а также возможной корректировки правил приема экзамена и нормативных документов.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика