Отзыв
на проект Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D, E
Тольятти
Актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта, необходимость поиска путей и способов решения задач, предусмотренных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» очевидны и не подлежат сомнению.
Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что наибольшее количество ДТП среднестатистический водитель совершает в первый год своего вождения и, прежде всего, по неопытности. Те же водители, кто преодолел трехлетний рубеж водительского стажа, попадают в аварии из-за чрезмерной самоуверенности.
В рамках комплексного подхода, подготовка молодых водителей, безусловно, нуждается в корректировке и, прежде всего, в их обучении и воспитании, чему должен быть направлен образовательный процесс и, как следствие, примерная программа подготовки.
Проект новых программ подготовки водителей транспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д» и «Е», предлагаемый к утверждению Министерством образования и науки РФ, практически ничем не отличается от программ, утвержденных к приказом МОН РФ от 30.09.2008 г. № 278, Каких-либо изменений в объемах и содержании изучаемых предметов не внесено.
Как и в предыдущей примерной программе, предлагаемых 48 часов по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения», из них только 40 часов по ПДД, явно недостаточно для прочного усвоения правил дорожного движения и привитию навыков соблюдения установленных правил. Содержание раздела II, желательно дополнить изучением нормативных документов деятельности ГАИ, включая знания о неправомерных требованиях сотрудников на дорогах и способах самозащиты.
Учитывая улучшение технических характеристик и усложнение устройства автомобилей, для владельца ТС не требуется подробных (детальных) знаний диагностики, ремонта и обслуживания. Количество часов и тематика программы по предмету «Устройство я техническое обслуживание ТС» (15 часов) вполне достаточны для того, чтобы дать обучаемым только базовые знания.
Несмотря на государственную значимость проблемы подготовки водителей, при разработке Примерной программы ко предмету «Первая помощь»: прямо дублируются ранее принимавшиеся программы 1999 и 2008 года. Изменение названия предмета и формулировок тематики занятий не изменило содержания программы по этому предмету. Несколько конкретизированы требования к результатам ее освоения.
«Основы безопасного управления ТС» изложены в достаточной степени, с необходимой полнотой отражены последовательность и объем преподаваемого материала.
Содержание и тематика программы по вождению усовершенствованы только за счет увеличения количества контрольных проверок. Не включены некоторые задания, такие как вождение в ночное время; в условиях ограниченной видимости, при неблагоприятных погодных условиях, в плотном потоке.
Неоправданно ограничиваются возможности обучение на дорогах общего пользования наличием (введением) запретов для проведения учебной езды, в т. ч. на автомагистралях. Возникает парадокс: обучать на таких дорогах нельзя, но после получения водительского удостоверения — можно. Действующие ограничения для учебной езды необходимо снимать.
Предложения:
1. В предлагаемых Примерных программах обеспечить предусмотренную законом компетенцию образовательного учреждения самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочие программы и учебные планы с учетом региональных особенностей.
2. Обеспечить адаптивность образования к уровням и особенностям развития обучающихся путем внедрения удаленного и модульного обучения.
3. Поддержать инициативу законодателей об утверждении временных водительских удостоверений с введением штрафных баллов во время испытательного срока, введение ряда ограничений для молодых водителей в направлении снижения предельно допустимых скоростей движения, уменьшения количества перевозимых пассажиров, дополнительного обучения вождению в сложных дорожных и погодных условиях.
4. Принять меры по исключению из ПДД запрета на учебную езду по автомагистралям.