Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен и внесен в Правительство РФ проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», разработанный в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. № 297-Р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования».

Абзацем 4 пункта 1 Распоряжения предусмотрено:

«сократить перечень документов, предоставляемых заявителем для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности и для выдачи свидетельства о государственной аккредитации».

Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, утвержденным Распоряжением (пункт 4 приложения к Распоряжению), предусмотрено:

«Обеспечение нормативной правовой регламентации механизмов и процедур лицензирования образовательной деятельности с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в области образования, в том числе в части:

  • сокращения срока лицензирования образовательной деятельности в 2 раза (с 90 до 45 дней) за счет исключения экспертизы, уменьшения сроков подготовки приказов, уведомлений, оформления лицензии;
  • сокращения перечня документов, представляемых соискателем лицензии (лицензиатом) для получения и переоформления лицензии, за счет исключения из комплекта документов сведений о кадровом обеспечении образовательного процесса, учебных планов, заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • определения лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии, и лицензионных требований, предъявляемых к лицензиатам»

Исполнителем данного пункта Плана мероприятий указано Минобрнауки РФ.

В колонке 3 Плана действий («Вид документа») указано, что результатом действий исполнителя должно явиться постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (новая редакция).

Таким образом, настоящий проект Постановления Правительства РФ подготовлен Минобрнауки РФ.

Как предусматривается пунктом 2 проекта постановления:

«Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Таким образом, вместо Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, предлагается ввести в действие постановление согласно проекту.

Предметом настоящих предложений является изменение порядка подачи документов соискателя лицензии на образовательную деятельность в лицензирующий орган в следующей части.

Действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 содержит следующие положения:

«10. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее — лицензия) ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии.

д) заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

При подготовке (переподготовке) водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов дополнительно представляется заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям;»

«21. Решение лицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 60 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления и оформляется распорядительным актом лицензирующего органа.»

В свою очередь, проект Постановления содержит следующие корреспондирующие положения:

«18. Для получения лицензии, временной лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляет в лицензирующий орган согласованное с учредителем заявление, к которому прилагаются необходимые документы.»

«22. Требовать от соискателя лицензии или лицензиата представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.»

«29. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий. Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти.»

«37. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом осуществляет взаимодействие со следующими органами исполнительной власти:

а) с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, – в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям;     

б) с органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, – в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности;

в) с органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – в целях подтверждения сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности;    

г) с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, – в целях подтверждения сведений о государственной регистрации юридического лица, в целях подтверждения сведений о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе. 

38. Указанные в пункте 37 настоящего Положения органы исполнительной власти предоставляют сведения о соискателе лицензии или лицензиате по запросу лицензирующего органа в срок не превышающий:

а) 15 дней со дня получения запроса (в том числе направленного средствами факсимильной связи или в форме электронного документа) при рассмотрении вопроса о:

  • предоставлении лицензии;
  • переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения;

б) 4 дней со дня получения запроса (в том числе направленного средствами факсимильной связи или в форме электронного документа) в иных случаях.

Если в установленный срок сведения о соискателе лицензии или лицензиате не предоставлены указанными в пункте 37 настоящего Положения органами исполнительной власти, срок предоставления лицензии, временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостанавливается на период до получения соответствующих сведений о соискателе лицензии или лицензиате.»

Прежде всего, необходимо отметить, что для осуществления межведомственного взаимодействия необходимо наличие регламента межведомственного взаимодействия Минобрнауки  (Рособрнадзора) и других министерств и ведомств.

Проект такого регламента «Об утверждении Административного регламента межведомственного взаимодействия при лицензировании образовательной деятельности» опубликован на Интернет-сайте Рособрнадзора по адресу:

http://www.obrnadzor.gov.ru/common/img/uploaded/doc_list/AR_MEV_pri_LOD_01_11_2010.doc

Однако при внимательном изучении вышеуказанных пунктов 37, 38 проекта Постановления становится ясно, что их исполнение ни в коей мере не влечет сокращения перечня документов, представляемых соискателем лицензии (лицензиатом) для получения и переоформления лицензии, за счет исключения из комплекта документов  … заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (цитата пункта 4 Приложения к Распоряжению Правительства РФ от 05 марта 2010 г. № 297-Р).

В проекте Постановления смешиваются два принципиально различных вопроса:

1. Направление лицензирующим органом запроса в иной госорган с целью получения выписки из реестра или сведений из информационной базы о наличии или отсутствии тех или иных сведений о соискателе лицензии. Эти действия могут быть совершены госорганом путем запроса без какого-либо участия соискателя лицензии.

В пункте 37 это называется «подтверждение сведений, представленных соискателем лицензии».

Так,  выписку из ЕГРЮЛ о регистрации юридического лица выдает Федеральная налоговая служба (подпункт г) п. 37), выписку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество выдает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт в) пункта 37). Порядок получения таких сведений регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, сроки направления ответа на запрос определены и составляют 5 рабочих дней в том и в другом случае (со дня получения запроса). Результатом ответа на запрос лицензирующего органа может быть  либо положительный ответ о наличии сведения о соискателе в соответствующем реестре (информационной базе), либо отрицательный ответ об отсутствии таких сведений.

И тот и другой ответ имеет информационное содержание для лицензирующего органа, поскольку, как указано выше, целью таких запросов является «подтверждение сведений, представленных соискателем лицензии».

2. Направление лицензирующим органом запроса в иной госорган фактически с целью инициировать проверочные мероприятия в отношении соискателя лицензии.

При этом следует различать:

а) запрос о том, соответствует ли соискатель лицензии санитарно-эпидемиологическим требованиям и противопожарным требованиям. Это возможно выяснить, если в отношении соискателя ранее поводились проверочные мероприятия этими органами. Такая информация у запрашиваемого госоргана должна быть в случае если соискателем подается заявление о продлении лицензии. Однако в соответствии с проектом Постановления, ранее выданные лицензии с указанием срока действия, переоформляются для выдачи бессрочной лицензии в порядке, предусмотренном пунктом 46 проекта Постановления. А в этом случае запросы в иные контролирующие госорганы не направляются!

б) запрос с целью инициирования проверки, проводимой  для установления того, что соискатель лицензии соответствует (либо нет) санитарно-эпидемиологическим требованиям и противопожарным требованиям.

Такие проверочные мероприятия могут быть проведены только с  участием соискателя лицензии. То есть при получении запроса от лицензирующего органа, соответствующий госорган, с целью проведения проверочных мероприятий, направит запрос соискателю лицензии о предоставлении определенного пакета документов, о согласовании времени проведения обследования помещения, и т. п. Сроки проведения таких проверочных мероприятий трудно предсказуемы.

Так, Роспотребнадзор осуществляет проверки соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям на основании следующего нормативно-правового акта:

Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224  (действующая редакция от 12.08.2010)  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.07.2007 N 9866)

«О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

В соответствии с указанным Приказом:

«4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

  • предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.»

Этим же Приказом предусмотрен срок проведения обследования (экспертизы). Согласно пункту 6 Приложения N 1 «Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок»:

«6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев

Согласно пункту 9 Приказа, санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

  • проведение экспертизы представленных документов;
  • проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
  • обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

В соответствии с Приказом, ведется реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Приложение 3 к Приказу).

При этом согласно пункту 7 Приложения 3 к Приказу, сведения Реестра являются общедоступными и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет.

Таким образом, из положений данного ведомственного нормативно-правового акта Роспотребнадзора следует, что:

  • никакого специального запроса в Роспотребнадзор для получения сведений о соискателе лицензии не требуется, в случае, если соискатель лицензии ранее получил заключение Роспотребнадзора о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям, необходимом для ведения образовательной деятельности;
  • запрос, направленный Минобрнауки (Рособрнадзором) в Роспотребнадзор не является основанием для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы по установлению соответствия соискателя лицензии санитарно-эпидемиологическим требованиям, необходимым для осуществления образовательной деятельности, если соискатель лицензии не обращался самостоятельно в Роспотребнадзор.

Далее, что касается контрольной деятельности органов государственного пожарного надзора (ГПН, входят в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), то порядок их действий предусмотрен Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 (действующая редакция от 22.03.2010)  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.2007 N 10424) «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности».

Указанным Регламентом предусматриваются:

  • плановые проверки в соответствии с планом, утверждаемым на календарный год;
  • внеплановые проверки при поступлении в органы ГПН обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • рассмотрение письменных заявлений физических и юридических лиц о выдаче заключений  о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (пункты 74–76 Регламента). Срок рассмотрения таких заявлений – 30 дней.

По результатам рассмотрения заявления государственным инспектором по пожарному надзору, осуществлявшим рассмотрение документов и обследование объекта, составляется акт обследования в двух экземплярах. На основании акта обследования составляется заключение, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

При применении процедуры так называемого аудита пожарной безопасности в порядке, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 07.04.209 № 304 (действующая редакция от 02.10.2009) «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»,  собственник объекта защиты (то есть,  помещения, используемого для осуществления учебного процесса) самостоятельно заключает договор с экспертной организацией, которая осуществляет деятельность в области оценки пожарного риска. Результатом деятельности экспертной организации является «Заключение о независимой оценке пожарного риска», в котором должны содержаться вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, либо в случае их невыполнения — рекомендации о разработке мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Пунктом 74 Регламента предусмотрено, что наличие в органе ГПН или представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с Регламентом, результаты проверок учитываются и регистрируются в специальных журналах.

Как следует из анализа полномочий и порядка действий органов ГПН, предусмотренных Регламентом, проект Постановления не согласован с Регламентом. Запрос Минобрануки (Рособрнадзора) в органы ГПН относительно соответствия соискателя лицензии противопожарным требованиям не является основанием для проведения внеплановой проверки. Если же рассматривать запрос Минобрнауки (Рособрнадзора) как основание для включения соискателя лицензии в план проверочных мероприятий органов ГПН, то сроки выдачи заключения растягиваются до года.

Необходимо отметить. что принудить провести аудит пожарной безопасности в порядке, описанном выше, ни Минобрануки (Рособрнадзор), ни органы ГПН не вправе.

Таким образом, положения проекта Постановления (п.п. 37, 38) являются тупиковым в части направления запроса лицензирующего органа в Роспотребнадзор и органы Госпожнадзора, поскольку этот запрос, скорее всего, повлечет лишь отрицательный ответ этих органов, в результате чего соискателю лицензии будет отказано по формальным основаниям из-за несоответствия его санитарно-эпидемиологическим и/или требованиям противопожарной безопасности.

Положительный ответ этих органов может быть получен только в случае, если  соискатель лицензии предварительно самостоятельно обратился в органы Роспотребнадзора и органы Госпожнадзора с заявлением о выдаче  заключения.

То есть соискателю необходимо предварительно самостоятельно обращаться в эти органы для получения заключения.

Представляется, что при устанавливаемым проектом Постановления порядке лицензирования, сокращение сроков выдачи лицензии на образовательную деятельность, возможно только таким образом.

В связи с изложенным, предлагаем дополнить проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» следующим текстом в пункт  19 подпункт з) в следующей редакции:

«з) по желанию заявителя, заключения органов Роспотребнадзора и органов Государственного пожарного надзора, о соответствии соискателя лицензии соответствующим требованиям».

Подпункт з) пункта 19 исходного текста проекта Постановления считать подпунктом и).

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика