125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

bakharev 

 

Оптимизация процесса обучения вождению в автошколе

Ведущий методист МААШ, автор серии учебно-методических пособий , Сергей Иванович Бахарев

 

01

Что твориться на наших дорогах и какое сейчас движение, всем вам хорошо известно. Чтобы сразу влиться в поток и ездить без аварий, современный водитель должен сразу, с первого дня вождения обладать серьезными навыками управления. Времена, когда автошкола могла позволить себе работать по принципу «взлет — посадка», остались в прошлом. Сейчас к автошколам предъявляется очень высокие требования. Все ли автошколы соответствуют им? Наверно нет. Если взять ученика и узнать его впечатление об обучении. Ответ будет примерно одинаковым: «Хорошие занятия по правилам дорожного движения. Очень понравилось. Прекрасно оборудованные классы, грамотный преподаватель, который понятно объясняет. А вот вождение оставляет желать лучшего. Инструктор часто кричит, ругается и требует делать «правильно», а как это делать, не понятно, ведь он практически ничего не объясняет».

Отчего возникает такой диссонанс? Почему про начинающих водителей, только что получивших права все говорят, что они плохо умеют ездить? Это происходит от того, что вождению мы учим по старинке, как на заре автомобилизации. Отдаем ученика инструктору, и он его «катает» по собственному разумению. Автошкола определяет только количество часов вождения. И следит за откаткой этих часов.

Я в молодости после института работал в одной большой московской школе преподавателем. Вспоминая, те времена я удивляюсь. На педсоветах ни когда не было инструкторов, их всегда представлял толькостарший мастер и если заходил разговор о вождении, даже не произносилось слово обучение! Вопрос всегда ставился так: «Как у нас с обкаткой учеников?» старший мастер вставал и докладывал: — «Полный порядок все посажены и катаются». Выносилось решение: — «Молодец». Во многих школах и сейчас сохранился подобный подход.

Посмотрите рекламные сайты автошкол в интернете. Там гарантируется все: — исправность автомобиля, его чистота, количество часов вождения, вежливость инструктора. Все, кроме качества занятий. Считается, что если ученик начал кататься с инструктором, этого достаточно. Он обязательно научится ездить. До сих пор бытует мнение, что учить вождению может любой, кто умеет ездить сам. Вот и получается, что каждый инструктор проводит занятия по-своему, так, как ему кажется правильным. Он сам оценивает качество навыков, их порядок и последовательность. А, надо отметить, что в большинстве случаев техническая грамотность, педагогическая подготовка и образованность инструкторов оставляет желать лучшего.

Однажды моя ученица до этого, занимавшаяся в автошколе на автомобиле ВАЗ 2106, рассказала, что ее учили на скользкой дороге сначала притормаживать «ручником», слегка подтягивая ручку стояночного тормоза, и только потом тормозить педалью. Как будто такая последовательность повышает устойчивость машины в момент торможения и предохраняет от заноса. Инструктор говорил, что это правило техники безопасности, и в инструкции по эксплуатации автомобиля оно выделено красным шрифтом, как особо важное. Меня так заинтересовал этот вопрос, что я не поленился и встретился с инструктором. Он подтвердил рассказ ученицы и показал эту инструкцию. Там на самом деле была подобная рекомендация, выделенная ярко красным шрифтом. На скользкой дороге рекомендовалось перед основным торможением слегка затянуть ручку стояночного тормоза.

02

Но это была инструкция по эксплуатации автомобиля «Колхида» — седельного тягача с полуприцепом. На ней при затягивании ручника сначала срабатывает тормозной кран прицепа, тормозит его задние колеса, и это уменьшает «складывание» автопоезда на скользкой дороге. Инструктор на такую мелочь, как различие автомобилей, просто не обратил внимания.

А вот еще один интересный пример. Я знаю одну автошколу, работающую до сих пор. Она в межсезонье, когда работы мало увольняет лишних инструкторов, а весной, как только работа появляется, набирает новых по объявлениям на автобусных остановках. Какой «методической грамотности» можно ожидать от подобного мастера практического обучения.

Как быть? Можно ли резко повысить качество вождения? Ведь это может быть вопросом выживаемости и конкурентоспособности автошколы. Как правило, школ много, а хорошо научиться и сразу начать ездить, не прибегая к длительной самостоятельной раскатке негде! Высокое качество обучения может стать той «изюминкой», которая привлечет учеников именно к Вам!

Я хочу предложить Вам новый подход к занятиям по вождению автомобиля. Он позволяет резко поднять качество обучения. Эта методика опробована в автошколе. Имеется 13 летний опыт работы и реальное подтверждение ее эффективности.

В чем же заключается этот новый подход? Просто мы попробовали все поставить на место – перевернуть с головы на ноги.

Что нужно сделать, чтобы человек, не умеющий ездить, стал водителем? Возьмем для примера, выполнения одного из маневров — трогания с места. Человек, управляющий автомобилем, для этого должен проделать ряд движений. Выжать сцепление, включить первую передачу, и определенным образом манипулируя педалями добавить газ и отпустить сцепление. И каждый раз, впредь, когда надо трогаться он должен повторить эти движения. То есть, получается определенный управляющий комплекс для выполнения трогания. Таким же образом, и все остальное управление автомобилем можно представить в виде отдельных управляющих комплексов. Водитель должен уметь выполнить необходимый минимум этих комплексов, позволяющий ему управлять автомобилем. Где же в этом процессе роль инструктора? Что он должен делать, чтобы помочь ученику.

Первое: он должен уметь объяснить, где используется и как выполняется тот или иной управляющий комплекс. Показать, как его сделать. Кстати, поэтому все новые инструктора, приходившие потом работать в нашу автошколу, сначала сами стажировались, а за тем сдавали экзамены на знание и выполнение учебных упражнений.

Второе: — проконтролировать правильность действий, отметить ошибки и помочь научится пользоваться этим комплексом, то есть довести его до состояния навыка.

Навыками мы называем движения выполнение, которых происходит почти автоматически, с минимальным контролем сознания человека. Достичь такого качества движений можно только путем тренировок. Смысл действия, которое называется тренировкой заключается в много кратном повторении тренируемого движения. Количество повторов, необходимое для возникновения навыка индивидуально для каждого обучающегося и сильно различается по количеству. У кого-то начальный навык появляется уже после первых 800 повторов, а кому то и 10000 будет маловато!

Кстати именно здесь, в этом месте, поэтому параметру ученики начинают разделяться на способных и не способных. Другими словами количество учебного времени, необходимое для обучения разных учеников может различаться не в разы, а в десятки раз.

Давайте посмотрим, что предлагает нам Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, то есть программа, по которой мы работаем.

04

Она предлагает всем ученикам группы одинаковый по часам курс вождения. А в этой группе собрались люди от 18 до 65 лет. Можно ли сравнивать их способности? Нет! Каждому из них необходимо индивидуальное время занятий и оно, как и их способности, может различаться в десятки раз! А мы всем одинаково! Вот и получается, что мы учим и выводим на экзамен ГАИ не учеников, а учебную группу. Мы к этому на столько привыкли, что даже не обращаем внимания. Даже в ГАИ учет и оценка работы автошкол ведется по проценту сдачи экзаменов УЧЕБНОЙ ГРУППЫ С ПЕРВОГО РАЗА. Интересно ездить они тоже будут этой группой? Вот как!

Правда, надо сказать, что это не тупик. В действующей программе заложены большие варианты ее улучшения и модернизации.

23

Посмотрите сюда. Это титульный лист программы, по которой мы работаем. Обратите внимание на название. Здесь говорится, что это примерная программа подготовки, и она представляет собой только минимумтребований к подготовке водителей. На основе этой примерной программы каждой учебной организации разрешается разработать и утвердить свою индивидуальную рабочую методику занятий. Но делается это редко. Так как практика показывает, что простая перестановка упражнений или занятий внутри программы, а так же изменение количества часов вождения, даже в большую сторону не приносят желаемых результатов. Обычно, из текста программы удаляется слово «примерная» и она становится рабочей программой. Программой, по которой только заполняются ездовые карточки. А на самом деле каждый инструктор работает «как его левая пятка пожелает».

Зачастую автошколы, понимая, что не справляются с поставленной задачей, пытаются упростить себе жизнь. Мне неоднократно приходилось слышать, как инструктор, а иногда и старший мастер перед началом занятий по практическому вождению совершено официально и с чувством исполненного долга объявляют ученикам: — «Если вы рассчитываете, что мы будем учить вас ездить, то вы ошибаетесь! Мы будем готовить вас к сдаче экзаменов в ГАИЕздить вы научитесь, когда самостоятельно проедете первые 10000км.». В принципе фраза правильная. Если начинающему водителю удаться проехать 10000км. Он обязательно научится ездить. Но давайте задумаемся.

05

Чего стоит слово ЕСЛИ!

Как же быть? Что делать? Давайте рассуждать вместе. Если ученику для самостоятельного вождения необходим полный комплект отработанных навыков давайте поможем ему. Разработаем комплекс упражнений, последовательное выполнение которых позволит начинающему водителю получить этот комплект полностью.

07

Мы так и сделали. Разработали перечень упражнений обязательных для отработки в автошколе. Смотрите сюда. Вот перед вами список из 23 упражнений. Сейчас он немного устарел, но абсолютно функционален. По этим упражнениям автошкола «Формас» работала в 90 годах. Здесь, как вы видите, присутствует еще «полоса разгона – торможения». Сегодняшние упражнения другие и их 30.

По упражнениям составляется «Методика обучения».

08

Вот примеры двух упражнений из действующей методики. В ней раскрываются задачи упражнения, выделяется вопросы, на которые при отработке необходимо обратить особое внимание. Подробно описывается выполнение упражнения. И рекомендуемое место проведения занятий. Обмечается «момент достаточности», то есть критерии готовности, позволяющие перейти к работе со следующим упражнением. В нашем случае переход к следующему допускается только после того

как ученик настолько отработал упражнение, что смог его выполнить его 5 раз подряд без замечаний инструктора. Разрешение на переход дает инструктор и подтверждает это своей подписью в ездовой карточке.

12

Он же несет ответственность за то чтобы объем отработанных навыков, соответствовал количеству полученных подписей. Старший мастер имеет возможность проверить любого из учеников на каждом этапе обучения. Достаточно попросить его выполнить последнее из подписанных упражнений.


 

Кто из присутствующих директоров автошкол готов похвастаться такими же возможностями?

Чтобы комплект навыков управления автомобилем был полным и будущий водитель мог бы справиться с любой ситуацией, которая может возникнуть на дороге. Необходимо научиться выполнять все упражнения, без пропусков. Если возникает момент, когда ученик начинает капризничать и утверждать, что этого очень сложно и он сделать этого не может. Ответ один. Я водительЯ могу это легко сделатьТы хочешь стать водителем? Научись это делать! На внутренний экзамен, где решается вопрос о допуске в ГАИ попадают только те ученики, что прошли полную программу обучения. То есть освоили выполнение всех упражнений и получили все подписи мастера.

С высоты своего опыта работы по этой методике я утверждаю, что в ней нет невыполнимых действий. Просто каждому на отработку того или иного навыка требуется свое время. И пока это время не набрано, упражнение не получается.

Другими словами эта методика каждому позволяет сформировать свой индивидуальный по времени курс занятий по вождению. Как показывает практика, большую роль здесь играет возраст ученика. Чем он старше, тем больше надо занятий. Тем выше стоимость обучения, ведь ученик оплачивает каждое занятие. С другой стороны для молодых, спортивных учеников обучение будет дешевле. Если появляется ученик, имеющий уже, какие-то начальные навыки вождения, то методика позволяет и их учесть. Он, умея делать, за одно занятие может сдать зачет по 5 – 6 упражнениям сразу.

Работа по этой методике дает автошколе новые, порой неожиданные возможности. Как мы уже раньше говорили, сразу пропадают, так называемые «необучаемые» люди. Ведь каждый из них может взять себе такое количество занятий, которое лично ему необходимо. Я уже готов услышать ваши возражения, может, но не берет, так как у него мало денег. Если не возьмет, значит, не научится, ведь в другом варианте его обучениене возможно. В обыкновенной школе такой ученик даже не имеет шансов научиться. Он сразу виден и получает у инструктора клеймо «необучаемый!». В лучшем случае мастер честно, как говорится «отдаст часы» не особо себя, напрягая. Ведь все равно бесполезно. А права ей или ему предложат купить, в надежде, что они никогда больше не сядут за руль.

Так вот мы можем по-настоящему научить всех! Одна очень пожилая ученица, а ей исполнилось далеко за 60 лет и пришлось отзаниматься более 180 часов, заехав к нам в гости, примерно через год, после того как получила права, сказала мне одну очень запомнившуюся фразу:

- «Сергей Иванович! Это, какое — то чудо. Я на машине могу ехать туда, куда мне надо, а не куда могу доехать». Меня ни разу в жизни, ни кто лучше не хвалил.

Есть одна интересная американская пословица, в которой говорится. Если ты взял с человека хотя бы доллар, но не решил его проблем, он всю жизнь будет показывать на тебя пальцем. Но если, взяв 100 долларов, тыпомог ему, он всегда будет тебе благодарен. Практика подсказывает жизненную мудрость этой поговорки.

Теперь не много статистики. По нашим наблюдениям приблизительно половина учеников укладываются в 35 — 40 двухчасовых занятий, и это с учетом московских условий вождения. Минимум составил около 25 занятий. Максимум за 100 занятий. Но все эти люди, включая самых «тяжелых» и пожилых, получив права, сразу смогли начать активно ездить. Наших выпускников по качеству вождения можно сравнивать с водителями 2 -3 летнего стажа.

В нашей школе мы смогли наладить работу инструкторского педсовета. Это было очень сложно. Оказалось, что мастера не умеют объяснять и стесняются говорить. Но потихонечку и они разговорились. Мы обсуждали с мастерами их работу по новой программе и результаты экзаменов. Они стали активней, когда увидели, что администрация прислушивается к их замечаниям. Договорились не отметать ни одного предложения. Выслушиваем, обсуждаем и расходимся пробовать, а решение принимаем только на следующем собрании или позже, когда у всех сложится свое мнение о данном вопросе. А далее по комсомольским принципам «демократического централизма» — подчинения меньшинства большинству.

Инструктора вынуждены были согласовать между собой качество управляющих движений, решить, что считать правильным и неправильным.

18

Надо отметить, что только после этих обсуждений в полную силу заработал тренажер. Сейчас с высоты своего опыта я могу уверенно заявить, что без подобной работы тренажер приносит только вред! На него списываются часы вождения, а инструктор начинает занятия в машине со слов: «Забудь всю ту муть, которой тебя учили, я сейчас объясню тебе как это надо делать и мы поедем». Все это позволило скорректировать упражнения, сделать их более функциональными.

В конце обучения, как и положено, проводится внутренний экзамен. Мы решили, что провожу его только я, и допуск на экзамен ГАИ ученики получают только у меня. Это был необходимый контроль качества на выходе. Меня в школе даже инструктора звали, не иначе как «Страшный мастер» и пугали мной учеников. Экзамен проводился не формально. Очень часто бывали случаи, что ученики не сдавали его и не попадали в Гаи.

20

В этом случае на обратной стороне ездовой карты я делал свои замечания и отправлял ученика назад к инструктору на доучивание. Такое отношение позволяло помочь ученикам преодолеть стресс экзамена, и довести качество вождения до необходимых кондиций. Однажды во время экзамена ГАИ по городу ко мне подходит инспектор, принимавший экзамен и с удивлением рассказывает. Он только что ехал с одной из наших учениц. По его словам она проезжала перекрестки не очень чисто с небольшими ошибками. Они проехали очередной, остановились и он ей говорит: — «Даже не знаю, что делать поставить тебе экзамен или заставить еще проехать пару перекрестков». Она отвечает:«Легко. После нашего внутреннего экзамена этот мелочь» Он поставил ей экзамен.


 

Кстати, как только мы перешли на работу по этой методике сразу пропал экзамен группы. На ГАИ мы собирали другую экзаменационную группу, из готовых учеников. В ней присутствовали ученики 5 — 6 различных учебных групп. Началось индивидуальное обучение. Подобный порядок сначала вызывал определенное раздражение и непонимание сотрудников ГАИ, но нам удалось их убедить в эффективности и функциональности подобного подхода. Мне приходилось от них слышать, что все инспектора обратили внимание, что после экзаменов в «Формасе» они меньше устают. Наконец все встало на свои места. Автошкола стала готовить не учебные группы, а, как, и положено индивидуально учить ездить каждого отдельного ученика.

Мы не стали делать программу абсолютно жесткой. Мастерам не запрещалось по необходимости добавлять для учеников индивидуальные упражнения. Тестировать их и при хорошей эффективности, подтвержденной опытом нескольких инструкторов, вводить их в программу как дополнительные, или вместо штатных упражнений. Таким образом, программа развивалась и совершенствовалась, а со стороны администрации подобная методическая инициатива очень приветствовалась и обязательно поощрялась материально.

Работа по общей методике и одинаковым упражнениям дает возможность постоянно контролировать работу мастеров, объективно сравнить качество и эффективность их работы. На пример у Петрова ученики в среднем выходят за 27 занятий, а у Сидорова за 32. Значит, Петров работает более эффективно, нашел какие — то свои варианты объяснений, позволяющие быстрее осваивать программу. Есть повод поощрить Петрова и попросить его на педсовете поделиться опытом. Подобная практика заставляет мастеров совершенствоваться. Уровень подготовки повышается и улучшается работа каждого, А если есть выбор и конкуренция среди инструкторов за рабочее место то можно по итогам определенного времени, ну скажем года, расставаться с худшим, заменяя его другим. То есть в любом варианте работа мастеров становится более прозрачной и сравнимой.

Теперь не много о грустном. Не бывает такого в жизни, чтобы были одни плюсы, обязательно есть и минусы. Теперь о минусах работы по данной методике. Они заключаются в резком увеличении количества работы связанной с практическим обучением. Увеличения часов вождения. Фактического удорожания обучения. Необходимости в большем количестве инструкторовНе понимания, не привычности ситуации со стороны контролирующих работников ГАИ. В определенном не соответствии и разнонаправленностью между коммерческими и учебными интересами автошколы. Ущемление коммерческих интересов

24

По этому, как совет, можно дать такую рекомендацию: не совершайте сразу революций, а попробуйте сделать индивидуальное ВИП обучение, внутри действующей автошколы задействовав на него наиболее опытных инструкторов. Для тех, кто готов платить за качество обучения. Используйте эти группы как полигон, на котором сможете обкатать, опробовать и отработать новую программу.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика