Психология начинающих водителей и современные подходы к их обучению
Генеральный директор ООО «Актив-Безопасность», Моисеев Сергей Юрьевич
Сравнительный анализ риска при вождении в зависимости от возраста и от стажа
Существует зависимость риска, как от возраста, так и от опыта (стажа)
(Vlakveld, 2005; Maycock, 2002)
Независимость данной зависимости от страны
Недостаток опыта не объясняет полностью более высокие риски, иначе, он был бы одинаков у молодых мужчин и женщин, а это не так
Сравнение риска у водителей возрастом 20 лет и 30 лет с одинаковым стажем показывает более высокий риск у более молодых людей
Более высокая склонность к риску у мужчин
Экспозиция к риску — больше времени вождения ночью, на более старых и ненадежных автомобилях
Вождение под воздействием алкоголя или на следующий день
Физиологические и психологические особенности молодежного периода и ранней взрослости
Изменение строения мозга
Ранее, вплоть до начала 2000 гг., считалось, что формирование мозга завершается к 5 годам и поэтому риск при вождении молодыми водителями не связаны с биологической незрелостью мозга.
Подростковый возраст не м.б. точно определен физиологически. Этот переходный этап начинается с гормональной перестройки в пубертатный период и заканчивается с получением психосоциального статуса взрослого человека. В этот период часто описывается как проблемный, с частыми переменами настроения высокой склонностью к риску.
Изменения в структуре мозга
Белое и серое вещество. В возрасте 10 лет начинается рост серого вещества, за которым начинается также увеличение плотности и структурированности белого вещества (картинка)
Серое вещество (кортекс) состоит из мозговых клеток и коротких аксонов. Эта часть мозга отвечает за обработку информации
Белое вещество состоит из длинных аксонов и дендритов и отвечает за коммуникации между различными областями мозга.
Изменения в период роста после 10 лет увеличивают возможности по обработке информации и в частности, затормаживание импульсивных реакций
Вслед за этим периодом следует период «синаптического сморщивания», когда с высокой скоростью теряется часть серого вещества. Такой процесс обеспечивает возможность ускоренного развития на основе собственного опыта. В данный период, вплоть до 20—25 лет продолжается развитие префронтального кортекса, который контролирует наиболее сложные и продвинутые функции мозга — воображение, расстановку приоритетов, абстрактное мышление и предвидение последствий, планирование деятельности и контроль над импульсивными действиями
Изменения гормонального фона и изменения в эмоционально-мотивационной системе
Обе основные системы — система мышления и система эмоционально-мотивационного контроля — кардинально изменяются в период взросления, но делают это с разными скоростями
Развитие начинается с социо-эмоциональной системы — оценка привлекательности различных объектов, распознавание стимулов (лиц) и другие формы социального общения. Похвалы, награды, поощрения и социальные взаимодействия в период 13–16 лет становятся высоко привлекательными. Это ведет к усилению поиска новых ощущений
Позднее системы когнитивного контроля также начинают свое развитие и приводят к усилению самоконтроля и аналитическому мышлению (взвешиванию выгод и затрат, прогнозированию будущего, регулированию и затормаживанию импульсивных действий)
Социально-эмоциональная система при условиях низкой активации удерживается под контролем когнитивной системы, но в присутствии товарищей или при стрессе контроль легко теряется
Определение ошибок (slip, lapse, error) и нарушений (violations)
Две подсистемы задействованы в приобретении новых навыков
Система 1 (Evans) — автоматизированная, более-менее подсознательная, быстрый и легкий поиск информации, меньше ошибок в штатных ситуациях
Система 2 — аналитическая, контролируемый (сознательный) мыслительный процесс, затратный, подверженный ошибкам, особенно в условиях стресса, усталости, алкогольного или наркотического опьянения
Новички становятся экспертами через практику, в течение которой навык постепенно переходит из Системы 2 через этап, когда много ненамеренных ошибок и высокой нагрузки на мышление, к Системе 1
Изменения в поведении
Плохой контроль над импульсами
Чувствительность к похвалам и наградам, желание показать себя
Срочность и нетерпение в немедленном удовлетворении нужд и потребностей
Повышение склонности к поиску ощущений, это проявляется в таком поведении, как вождение на высоких скоростях, на очень близких дистанциях, попытки проскочить на перекрестке наперерез другому автомобилю, вождение в пьяном виде, не использование ремней безопасности
Восприимчивость к социальной оценке, давлению со стороны друзей-сверстников (постепенно исчезает к 18–24 годам)
Стремление к достижению краткосрочных выгод, часто в ущерб долгосрочным интересам
Отсутствие личного опыта во многих ситуациях
Оправданность изменений в структуре мозга с эволюционной точки зрения
Подобные изменения мозга есть также и у приматов
Гипотеза об оправданности подобных процессов, так как они помогают
Приобретать новые знания и навыки (открытость новому)
Научиться независимости для выживания без родителей
Повышение взаимодействия со сверстниками и освоение новых территорий в отрыве от семьи — уменьшение вероятности кровосмешения с эволюционной точки зрения
Это не глупость — это ускоренное развитие, набор опыта, обучение через опыт. Для обучения вождению — это новые возможности адаптировать учебный процесс к потребностям молодых людей в новом опыте, исследовании новых областей, встреч с новыми людьми
Подверженность рискам при вождении — обоюдоостроый меч. С одной стороны, молодых водителей можно защищать родительский контролем, мерами по снижению рисков при вождении ночью и т. д. С другой стороны, данный период является уникальной возможностью развития через личный опыт и ограничение этого опыта может быть неразумным по принципу «используй это или потеряешь». С одной стороны, открытость новому, гибкость мышления и способности к ускоренному развитию и обучению дают шансы на быстрое усвоение уроков вождения (по зарубежным данным, чем старше человек, тем больше уроков ему требуется для успешной сдачи экзамена). С другой стороны, более позднее созревание фронтальных областей мозга, ответственных за интеграцию информации и контроль действий означает, что обучение психомоторным навыкам, таким как вождение, с возрастом становится легче.
Damasio's (1994, 2003) somatic marker hypothesis
Подсознательный процесс возникает раньше, чем анализ выгод-затрат. Например, если ситуация развивается в сторону угрозы или опасности, то сначала тело дает неприятное чувство. Создается телесный маркер, который запоминает данную ситуацию и в следующий раз, когда данный сценарий развивается опять, тело реагирует раньше.
Сон и усталость
Потребность в сне увеличена по сравнению со взрослым, зрелым человеко
Одновременно стиль молодежной жизни (ночные клубы, дискотеки) приводит к недостатку сна
Повышение компьютерной грамотности — решения по компьютерному обучению
Два подхода к дизайну обучения — инструктаж и коучинг
У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки
Начинать с инструктажа и переходить к коучингу
Неудовлетворительная техника осмотра окружающей обстановки и распознавания опасностей
Подходы к снижению рисков в начальный период
Три типа лицензионных систем
традиционная система или с испытательным периодом (лицензия выдается сразу после удачной сдачи экзаменов или по окончании испытательного периода)
Two-Phase Licensing System — две обязательные части. Существует в Финляндии, Австрии, Люксембурге, Швейцарии, Эстонии, Хорватии, Литве и Словении. В Германии 2-я фаза необязательна. Модель в основном разрабатывалась на основе опыта Австрии и Швейцарии.
Впервые 2-фазовая система была опробована в Норвегии в 1979 году. На 2-м этапе водители проходили курсы по вождению на скользкой дороге и в ночное время. Однако, по результатам количество ДТП среди молодых мужчин увеличилось на 17%, а количество ДТП на скользкой дороге — на 23% (Glad, 1988). Однако, количество ДТП в ночное время уменьшилось. Норвегия отказалась от этой системы в 1994 году. Проект ЕС SUPREME (2007) не оценил результаты двух-фазных систем как хорошие или даже обещающие.
GPL — Graduated Driving Licensing System (Shope, 2007) — постепенное изменение условий по мере увеличения опыта (часто три части — ученик, пробная лицензия и полная лицензия)
Supervised Driving (Twisk and Stacey, 2007) (Родительский контроль)
Выдача лицензий в более молодом возрасте
Выводы и возможные шаги
Возраст оказывает существенное влияние на риск вождения, на процесс обучения и на чувствительность к различным учебным и воспитательным воздействиям. 16 лет совсем не то же самое, что 18 лет
Риски максимально велики в первый месяц после получения лицензии, затем он быстро снижается
Способность к овладению навыкам безопасного вождения лишь частично ограничивается незрелостью структуры мозга и может быть частично компенсировано интенсивным набором водительского опыта. Задача и вызов состоит в том, чтобы научиться облегчать набор опыта в относительно безопасных условиях
Изменения в построении учебного процесса — больше внимания уделять навыкам «высшего порядка» или мета-когнитивным навыкам и помогать ученикам развивать их — саморегуляция, способность оценивать свой уровень вождения, способность самостоятельно ставить себе цели обучения, отслеживать и поддерживать мотивацию к обучению
В отсутствии хорошей обратной связи от инструкторов и экзаменаторов, а также вследствие того, что опасные ситуации возникают относительно редко и проходят без последствий, ошибки в вождении могут пройти незамеченными и стать привычными. Появляется ощущение неуязвимости, возникает терпимость к высокому уровню риска