125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

Конференция «Автошкола — 2004»
Президент МААШ. г. Москва.

Доклад. Водитель XXI века. Проблемы подготовки.

Дорогие друзья. Со времени нашей последней встречи прошел год. Год для многих из нас не простой, способствующий осмыслению каждым своего места в жизни и способа существования. Разрешите представить на Ваше обсуждение коллективно выработанный взгляд Межрегиональной ассоциации автошкол на происходящее внутри системы подготовки водителей. Мы не претендуем на формулировку истины в последней инстанции. Мы поставили себе задачу определить состояние, и на основе этого выработать некоторые предложения по ее совершенствованию.

Итак, состояние, в котором сейчас находится сфера подготовки водителей. Для того чтобы быть предельно конкретными, сосредоточимся на самой значительной ее части — подготовке водителей категории «В», не собирающихся посвятить свою жизнь шоферству как профессии, а просто пользующихся автомобилем в быту. Их число, между прочим, ежегодно увеличивается почти на два миллиона человек.

На наш взгляд самое точное определение состояния, в котором сейчас находится сфера подготовки водителей — это кризис. Система находится в кризисе. И давно. Как ни странно, первыми еще несколько лет назад об этом заговорили именно автошколы.

Собственно само создание МААШ — исключительно по инициативе снизу — это и было реакцией на кризис. Тогда еще не было шума в средствах массовой информации, не сформировалось всеобщее общественное недовольство ситуацией на наших дорогах.

Еще тогда, на такой же конференции «Автошкола 2001» МААШ констатировала, что в стране реально отсутствует современная система подготовки водителей. И на нас обрушился шквал возмущения. Негодования. Смотрите, какие замечательные школы работают в ВОА, РОСТО, системе Минтранса, говорили нам. Это все создавалось годами. У них помещения, материальное обеспечение, классы, автодромы.

А вот рядом за углом, говорили нам, частные школы только и думают, как бы набить карманы деньгами. И не учат. И халтурят. И цену снижают. Вот, мол, о чем надо говорить.

Нет, отвечали мы еще тогда и отвечаем и теперь — это не так. Система подготовки водителей, созданная в 40-е годы объективно не может быть эффективна и работоспособна в нынешних условиях. Происходящая у нас на глазах массовая автомобилизация населения неизбежно, по закону перехода количества в качество, изменяет ее основы. Жизнь выдвигает другие требования, которых не было еще 10–20 лет назад. Кажется, сегодня это уже в той или иной степени признается всеми. Пришло осознание необходимости перемен. С опозданием, но все-таки пришло. Наступает следующий, может быть еще более важный этап. Необходимо понять, какие именно перемены нужны.

Здесь пока не выработана единая точка зрения всех участников процесса подготовки водителей. Само по себе это не страшно, если способом выработки единой точки зрения принимается конструктивное обсуждение проблем и поиск путей их решения всеми заинтересованными сторонами.

Однако, как известно, мы имеем то, что имеем, а имеем мы следующее. Властные государственные органы, в частности МВД РФ, согласившись с тем, что организм болен, мгновенно поставили диагноз. Без какого-либо анализа и публичного обоснования.

Диагноз прост и потому привлекателен. Звучит он примерно так: В безобразии на дорогах в основном виноваты автошколы. Школ слишком много, они гонят «халтуру». Закрыть! Укрупнить! Оставить только такие, которым можно доверять (нетрудно догадаться, кто именно будет доверять или не доверять), остальные распустить! И все будет в порядке.

Таким образом, для решения сложнейшей задачи — выстраивания новой системы подготовки — предлагается простое решение, чего, как известно, в жизни не бывает. Выписываются простые лекарства. Однако простые лекарства сложные болезни не лечат.

Значит ли все это, что все плохо и реализация провозглашенных решений неизбежна?

Нет, не значит. Существуем мы с вами, высказываем свое мнение. Более того, к нему присушиваются. Не руководствуются, нет, где вы видели чиновника, который руководствуется чем-либо кроме указаний и мнения начальства. Тем не менее, нельзя не признать, что и наша точка зрения каким-то образом учитывается.

Доказательства следующие. Я в прошлом году брал отчеты о наших с вами конференциях, круглых столах, смотрел решения, которые мы принимали и которые мы всегда рассылали во все заинтересованные инстанции. Должен сказать, что почти всегда на наши обращения была реакция. Всегда вежливая типа:

- Ваши предложения рассмотрены и будут учтены.

Уже хорошо, значит не в корзину. При этом наши предложения, как правило, отличались определенной степенью радикализма. Как известно, по отношению к новым мыслям часто сначала заявляется что «так не бывает», потом оказывается, что «в этом что-то есть», и уже следом выясняется, что «кто же этого не знает».

Представляется, что сейчас мы находимся между первой и второй стадией. Уже практически рассматриваются вопросы серьезного изменения экзаменационных билетов, учебных программ, методик, ввод новых категорий транспортных средств. Появился соответствующий вектор. Главное — наши с вами движения не бесполезны.

Так что же мы имеем?

1. Отсутствие адекватной нормативной базы. Существующая устарела, не соответствует реалиям, недостаточна и противоречива, изобилует провалами.

В результате на практике появляются различные трактовки одинаковых проблем. В некоторых местах пользуются еще документами ДОСААФ 1954-го года. Их до сих пор не отменяли. Проблема очень серьезная.

В существующем правовом поле совершенно не определена ответственность всех участников системы подготовки водителей. В результате, при отсутствии четкой нормативной базы отношения переносятся в плоскость морально-этическую. Честно — нечестно. Возможно — невозможно. Выгодно — невыгодно. Разумно — неразумно. А это не тот уровень разговора, который создает основу для достижения вполне конкретного результата.

Так что же делать?

На наш взгляд следует обратиться к соответствующим ведомствам, структурам с предложением создать рабочие группы с участием специалистов-практиков для формирования нормативной базы. МААШ считает, что назрела необходимость разработки единого документа в статусе Закона РФ с условным названием «О подготовке участников дорожного движения», регламентирующем отношения между всеми участниками этого процесса.

Готовящееся сейчас «Положение о порядке подготовке водителей транспортных средств» нас не спасет в силу легкости его последующей корректировки заинтересованными ведомствами, да и правительством.

2. Содержательная часть обучения.

Нельзя сказать, что она совсем не определена документально, но толку от имеющихся документов практически нет.

Напоминаю, что сегодня мы рассматриваем только проблемы подготовки водителей категории «В» — тех, кого раньше называли «любителями». У профессионалов категорий «С» и выше свои проблемы, но там положение не так катастрофично.

Итак, программы и методики. Мы все прекрасно знаем, что 99,9% школ в стране официально принятым учебным программам и методикам не следуют. Такое редкостное единодушие в отношении действующих программ подготовки продиктовано очевидным объяснением: они полностью оторваны от жизненных реалий и в существующем виде не нужны.

Более того, действующие программы наносят огромный вред самим фактом своего существования. Тем, что они бессмысленны и потому реально работающие образовательные учреждения, идя навстречу требованиям жизни, фактически вынуждены их игнорировать. Большего вреда от нормативного документа представить себе невозможно. Это заранее вырабатывает скептическое, неуважительное отношение к следующим, может быть гораздо боле удачным программам.

Кроме того, фактическое нарушение формально действующих учебных программ заранее ставит образовательные учреждения в положение потенциально обвиняемых и дает в руки разного рода контролирующих, регулирующих и прочих руководящих структур мощнейший инструмент давления, к которому можно прибегнуть, а можно и не прибегать.

МААШ полагает, что настало время для новой разработки (не переработки, не совершенствования) программ, да не одной, а нескольких, предусматривающих различные уровни подготовки, рассчитанных на разные категории людей, (не транспортных средств).

У всех у нас есть практический опыт в этом плане, который грех не использовать. Все больше раздается голосов в защиту ранее существовавшего деления на «профессионалов» и «любителей». Когда мы несколько лет назад первыми заговорили о том, что отмена такого деления была огромной ошибкой, чего мы только не услышали в свой адрес. А мы и сейчас на этом настаиваем.

Кстати статистика утверждает, что водители, работающие по найму — другими словами «профессионалы» совершают на порядок меньше ДТП, чем т. н. «любители»К этому также необходимо прислушаться.

3. Система приема экзаменов.

Действующая сегодня методика приема экзаменов медленно, но претерпевает какие-то изменения. Изменения носят, как правило, косметический, не принципиальный характер, хотя нельзя не отметить, что большинство из вносимых изменений, по-видимому, полезны. В таком эволюционном пути развития методики приема экзаменов есть как свои плюсы, так и минусы.

Страшно другое. Действующая система приема экзаменов почти никогда не выполняется полностью, до конца. Только в отличие от ситуации с учебными программами, которые выполнимы, но не выполняются потому, что не соответствуют реальным жизненным требованиям, методика приема экзаменов не выполняется потому, что фактически невыполнима, т. к. у подразделений ГИБДД, принимающих экзамены, как правило, недостаточно людских и материальных ресурсов для ее выполнения в полном объеме.

Получается то же, что и с учебными программами. И там и здесь господствует профанация правильных идей и намерений.

Перефразируя родившуюся в среде советской технической интеллигенции поговорку, можно сказать: «Мы делаем вид, что учим — они делают вид, что принимают экзамены». В результате все знают, что сначала надо получить права, а уже потом учиться ездить.

Другими словами, признается, что система приема направлена не на то, чтобы выявить людей, в основном готовых к дорожному движению, а на то, чтобы выявить людей, которым можно дать права чтобы они потом учились ездить.

4. Подготовка педагогических кадров для системы подготовки водителей. То же самое.

Несколько лет назад, в рамках существовавшего тогда Координационного комитета по проблемам подготовки водителей, было собрано совещание по этой теме. Все присутствовавшие бодро рапортовали о своих достижениях. Когда очередь дошла до МААШ, мы высказали свой взгляд на положение вещей, который был сформулирован предельно конкретно — в стране полностью отсутствует какая-либо система подготовки педагогических кадров для нужд автошкол.

И опять мы получили в свой адрес шквал негодования. Оказалось, что РОСТО для себя готовит хороших преподавателей и инструкторов. ВОА тоже и классно получается, да и в Минобразовании тоже есть парочка техникумов на этот счет.

Вот только вопрос как был несколько лет назад острейшим, так и остается до сих пор. И лучше всего об этом знают не чиновники, а директора реальных автошкол. Где взять хорошего преподавателя ПДД — неизвестно. А хорошие инструкторы — просто поименно известны в каждом, даже крупном городе. Вот и учит основную массу наших учеников неизвестно кто. Когда мы принимаем инструктора на работу, мы не имеем не только гарантии, но и какой-либо уверенности, что он сам хороший водитель и главное — умеет этому учить других.

То есть систему подготовки преподавательских кадров для автошкол необходимо создавать с нуля. Никто кроме Министерства образования и науки этого не сделает. Но и оно не сделает по собственной инициативе. МААШ считает, что для решения этого вопроса требуется обращение напрямую к правительству России. Иначе ничего не получится.

5. Отсутствует система контроля за квалификацией водителя после того, как он получил водительское удостоверение. А он, к примеру, 4 года не ездил, навыки потерял.

Нам кажется, что право на управление автомобилем сродни лицензии на занятие определенным видом деятельности. А лицензий не бывает бессрочных. Всегда, по истечении некоторого срока действия лицензии требуется подтверждение соблюдения лицензионных условий. Одно из них — знание ПДД.

Наши ученики истово зубрят правила дорожного движения, чтобы получить права. Потом через какое-то время принимаются изменения в ПДД, но уже никого не волнует, знают ли об этом действующие водители. Зачем тогда так строго спрашивать ПДД на экзаменах, если потом можно обойтись и без их досконального знания?

Нам кажется, что должна быть введена система периодического контроля знаний и навыков водителя, привязанная, может быть, к процедуре обмена водительских удостоверений, может быть, к фактам нарушения ПДД или еще каким-то образом.

Параллельно с этим должна быть создана система непрерывного повышения уровня квалификации водителя, как добровольная так и принудительная. Тем более, что народ сам почувствовал потребность в существовании такой системы.

Как грибы растут школы повышения квалификации водительского мастерства, школы экстремального, безаварийного вождения. Необходимо ввести все это в нормальное организационное русло. Здесь тоже нужны рекомендованные программы, методики, преподавательские кадры и т. д.

6. Отсутствует действенная система наказаний за нарушение ПДД и совершение дорожно-транспортных происшествий.

Здесь мы солидарны с ГИБДД. Когда штраф за проезд на красный свет равен штрафу за безбилетный проезд в трамвае — это безобразие, очередная профанация идеи.

7. Отсутствует система воспитания участника дорожного движения, которая должна начинать работать с детского возраста.

Есть энтузиасты, в том числе и среди присутствующих здесь, но согласитесь все это самодеятельность. Нет подготовки человека с малого возраста к культуре поведения на дороге как способу сохранения жизни. Мы не готовы давать конкретные рекомендации, мы не профессионалы в этой области, но есть же в стране специалисты.

Эти вопросы должны решаться Министерством образования и науки, они должны знать как делаются такие вещи, есть в конце концов зарубежный опыт. Проблема прямо таки кричащая.

8. Отсутствует какой-либо орган по координации действий всех участников системы подготовки водителей.

Мы не имеем в виду специально созданное ведомство. На наш взгляд нуждается в скорейшем возобновлении деятельность Комиссии по безопасности дорожного движения при Правительстве России с соответствующими полномочиями.

В свете всего сказанного, хотелось бы познакомить вас с одним документом.

МААШ, насколько я знаю, впервые в стране предприняла попытку подготовить некоторую Программу действий по совершенствованию системы подготовки водителей, которая на наш взгляд могла бы лечь в основу разработки соответствующей целевой государственной программы. Мы хотели бы услышать от вас отзывы о предлагаемом документе и, в случае получения вашего одобрения, представить этот документ в Правительство России для практического применения в работе.

Программа состоит из нескольких разделов и включает в себя наряду с концептуальными, и вполне конкретные предложения для практической реализации.

Вот некоторые из них.

Воспитание стереотипов поведения участника дорожного движения. Госзаказ на специальные игры, книги, мультфильмы. Разрешение преподавания основ ПДД и практического вождения в рамках общеобразовательной школы. Государственная поддержка тех школ, которые заботятся о воспитании участников дорожного движения. Государственная система мер по стимулированию создания и функционирования ДЮШ.

Подготовка участников дорожного движения. Определение необходимого перечня знаний и умений. в том числе, практических навыков управления автомобилем. Создание новых учебных программ и методик. Определение направления совершенствования системы приема квалификационных экзаменов. Определение требований к преподавательскому составу. Создание системы подготовки и переподготовки преподавателей. Введение лицензирования индивидуальной трудовой деятельности в области подготовки водителей. Сейчас это запрещено, а почему? Между тем индивидуальная подготовка — это лучший способ подготовки. Непрерывная подготовка и переподготовка действующих водителей. Разработка количественных критериев оценки квалификации водителя.

Совершенствование правового поля. Нужен Закон РФ «О подготовке участников дорожного движения». Введение более дифференцированной системы категорийности транспортных средств. Ограничения в использовании транспортных средств в зависимости от уровня подготовки водителя (стажа). А то под ним две тонны веса, двигатель объемом 3 литра, а он ездить еще толком не умеет. Ужесточение ответственности за совершение ДТП. Совершенствование ПДД. Научный анализ причин ДТП в зависимости от различных факторов.

Ознакомление общественности с лучшими и худшими автошколами. Это не реклама. Не согласен — оспорь. Создание реально, а не на бумаге существующих региональных центров по внедрению всего нового, передового в системе подготовки водителей. Проведение экспериментов по внедрению зарубежной практики. Адаптация зарубежного опыта к нашим условий.

Это только отдельные фрагменты из нашего комплекса предложений. Причем, представляется, что часть из них могут быть внедрены уже сегодня, без существенных материальных затрат, другая часть возможно небесспорна, но именно поэтому мы и вынесли сказанное сегодня на ваш суд.

При этом, исходя из опыта предшествовавших конференций, мы имеем основания считать, что заинтересованные высказывания присутствующих позволят дополнить и улучшить предлагаемый перечень действий и мер и сделать тем самым еще один, пусть небольшой, но полезный шаг в правильном направлении.

Президент МААШ, 2004 год

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика