125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

burikin 

 

Противоречия нормативно-правовых документов в системе самостоятельной подготовки граждан к управлению транспортными средствами

Президент Московского регионального союза, Лев Васильевич Бурыкин

 

Вследствие отсутствия системы государственного регулирования подготовки водителей, в сфере услуг образовательной деятельности автошкол происходит формирование рыночных отношений с проявлениями элементов недобросовестной конкуренции. Подчас вновь создаваемые автошколы находят свое место на рынке посредством установки демпинговых цен на обучение. Отсутствие регламентов в области кадрового обеспечения, учебно-материальной базы, проведения экспертизы и аттестации подготовки водителей усугубляет эту ситуацию и способствует снижению качества обучения.

Особенно это характерно в настоящее время, когда количество необоснованных требований к образовательным учреждениям, занимающихся образовательной деятельностью по подготовки водителей транспортных средств на основании полученной лицензии на образовательную деятельность, с одной стороны — растет, с дугой стороны, в геометрической прогрессии растет количество организаций, которые оказывают услуги по подготовке к самостоятельной сдаче экзаменов в ГИБДД. Эти организации неподконтрольны никому, они не за что не несут ответственность, с них никто ни чего не спрашивает. Удивляет то, что органы ГИБДД это положение дел не пугает, а подчас, в таких регионах, как Московская область растет количество районных отделений ГИБДД, где граждане могут сдавать экзамены после того, как подготовились самостоятельно: было с начало три, потом стало четыре и в сентябре этого года стало десять районов (Воскресенск, Одинцово, Чехов, Сергиев-Посад, Химки, Красногорск, Ступино, Люберцы, Балашиха, Ногинск.) Московской области, где можно получить право на управление транспортным средством после самостоятельной подготовке. Естественно, что Министерство образование Московской области ничего об этом не знает и с ним этот вопрос не согласовывали, несмотря на то, что законом об образовании определены контрольные функции в системе образования. Получается странная вещь, когда речь идет об образовательном процессе, для получения лицензии, ГИБДД совместно с Министерством образования проверяют автошколы и работают на повышение качества подготовки. Как дело касается самостоятельной подготовки, ГИБДД самостоятельно принимает решение, ни с кем не советуясь. При этом по умолчанию, мы все понимаем, что оказывается учебный процесс ни как не влияет на качество подготовки, так как гражданин готовящийся без чей либо помощи «лучше управляет транспортным средством», чем отучившиеся в автошколе. И ему не нужны ни автоматизированные автодромы, ни какие аппаратно-программные комплексы, ни супер знания по первой помощи. С учетом того, что система приема квалификационных экзаменов не сколько не изменилась и контрольные упражнения даже не сочетаются с примерной программой подготовки водителей вступившею в силу с 08 октября 2010 года. Граждане после самостоятельной подготовке подчас даже не знают, что им делать на первом этапе практического экзамена, так как он впервые на экзамене увидел эти упражнения (прием экзаменов в ОГИБДД УВД по Воскресенскому муниципальному округу). Возникает вопрос для кого все это делается и какие фактические цели преследуются всеми этими реформами.

Кого мы обманываем. Почему мы не можем сказать правду о состоянии дел в системе подготовки водителей. Почему постоянно мы сталкиваемся с лоббированием чьих то интересов, которые хороши только на словах а на самом деле только ухудшают качество подготовки водителей потому что не выполнимы в настоящих условиях.

Самое обидное, что мы не хотим читать сами документы с позиции русского языка.

Предлагаю Вам обратиться к первоисточникам и проанализировать их.

 

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (извлечения)

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств

1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

Необходимо- четкое разграничение самостоятельной подготовки граждан к управлению ТС и самостоятельной подготовки водителей ТС (других категорий) к управлению ТС  категорий «А» и «В». Думаю, что те кто писал закон понимали разницу между гражданами и водителями. Если необходимо можно обратиться за разъяснением с точки зрения русского языка.

 

Постановление Совета Министров — Правительство РФ «Правила ДД РФ»,  раздел 21 — Учебная езда.

21. Учебная езда

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Документ четко определяет, что самообразование при подготовке будущего водителя не допустимо, но почему то мы на это не обращаем внимание.

Закон об образовании гласит, что

Статья 21. Профессиональная подготовка

3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Как видите о самоподготовке речи не идет, но мы на это не обращаем внимание.

В статье № 10 (формы получения образования) определено

3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства № 823 от 26 октября 2000 года, определено, что в этот перечень входит водитель автомобиля.

Хочется, что бы кто то четко сформулировал чем отличается экстернат от самообразования, и что в соответствии со статьей № 10 допускает сочетание различных форм получения образования.

 

Постановлением Правительства РФ № 670 от 08.09.2000 г. (правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений)определено

Статья № 10. К сдаче экзаменов допускаются лица:

Подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В» может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно.

 

Как видите в постановлении говорится однозначно, что специалисты должны пройти аттестацию и получить соответствующею лицензию. Вроде бы все правильно но в жизни это не так, и опять никто не хочет добиться повышения уровня подготовки водителей ТС.

Настораживает конечно приказ МВД № 782 от 20.07.2000 г. (О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ДЕКАБРЯ 1999 Г. N 1396), где в инструкции в разделе № 2 (порядок допуска к экзаменам) в статье 15.4 говориться:

При подготовке кандидата в водители в порядке, указанном во втором абзаце подпункта 2 пункта 10 Правил, документ о прохождении обучения не представляется.

Думаю, что приказ МВД не может идти в противоречия с постановлением правительства.

Никто не против индивидуальных предпринимателей, но правила игры должны быть для всех одинаковы, если конечно мы говорим о повышении качества подготовки водителей.

Анализ уровня автомобилизации в сверхкрупных Российских городах показывает, что независимо от кризиса количество легковых автомобилей на 1000 жителей растет из года в год. Более существенно в период 2004 – 2006 – 2008 годы, менее, в период 2008 – 2009 год. Несмотря на рост количества приобретаемых легковых автомобилей в 2009 – 2010 года пропускная способность автошкол, работающих по лицензии на право образовательной деятельности, резко сократилась. Зато увеличилось количество желающих получить права после самостоятельной подготовки. Думаю, что это и есть ключ к разгадки сложившегося состояния дел в отрасли подготовки водителей транспортных средств. Создан прецедент, что купить права легче и выгоднее, чем учиться в автошколе. В тоже время принимаются меры с помощью которых автошколы имеющие лицензии и имеющие огромный опыт и знания по подготовки водителей ТС выживаются с рынка образовательных услуг по подготовке водителей. Конечно это делается под благозвучным лозунгом – повысить требования к учебно-материальной базе автошкол, к учебному процессу в автошколе, к контролю за деятельностью автошкол.

Здесь собрались те кому не безразлична судьба образовательных учреждений занимающихся подготовкой водителей транспортных средств.

Предлагаю по результатам нашей работы определить план первоочередных мероприятий, которые позволят реформировать систему подготовки водителей транспортных средств и обозначат перспективы развития с учетом честной конкуренции.

— Подать предложения о внесении изменений в ФЗ «О безопасности ДД» – «Подготовка граждан в форме самообразования на получения право управлять транспортными средствами не допускается»;

— Внести изменения в статью № 10 ФЗ «Об образовании».  Пункт № 3 изложить в следующей редакции: «Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме самообразования и в форме экстерната не допускаются, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации»;  

— В положение о лицензировании внести изменения. Пункт № 1, абзац № 3 изложить в следующей редакции:

«Действие настоящего положения распространяется на образовательную деятельность в форме разовых лекций, семинаров и других видов обучения, на индивидуальную трудовую педагогическую деятельность оказывающих образовательные услуги по специальностям включенным в список профессий повышенного риска, связанного с возможной гибелью людей».

— Выйти с предложением в Правительство РФ — о создании списка профессий повышенного риска, связанных с возможной гибелью людей, по которым подготовка в форме самообразования не осуществляется. 

Спасибо за внимание.

 

Президент НП «МРСА»
Л. Бурыкин

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика