125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

0346sКомитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике поблагодарил МААШ за участие в IV Международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», за конструктивные предложения, высказанные на круглом столе «Безопасность детей на дорогах: от профилактики до помощи пострадавшим» и направил рекомендации, принятые по итогам проведения круглого стола.

 

 

Письмо Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике

pismo

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» № 2 на тему 

«Безопасность детей на дорогах: от профилактики до помощи пострадавшим»

Обсудив вопросы обеспечения безопасности детей на дорогах, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 2 марта 2010 года было провозглашено «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 годов».

Забота о жизни и здоровье детей — первостепенная задача государства, поэтому в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должны быть максимально задействованы все заинтересованные министерства и ведомства, общественные организации.

В последнее время руководством России проблемам детства уделяется особое внимание. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» (далее — Национальная стратегия) — которая определяет основы государственной политики Российской Федерации в сфере защиты прав и интересов детей в нашей стране. Правительством Российской Федерации при активном участии Совета Федерации разработан план первоочередных мероприятий по ее реализации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р. В числе важнейших мероприятий Национальная стратегия предусматривает принятие ряда мер, направленных на обеспечение безопасности детей как участников дорожного движения. В частности, такие меры предусмотрены рамках следующих стратегических направлений реализации Национальной стратегии: доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.

Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий — это не только дело силовых ведомств, для которых обеспечение безопасности граждан является основным направлением деятельности, но также и деятельность органов управления образованием, направленная на формирование культуры дорожного движения, начиная с детства.

Основой действий по обеспечению безопасности детей на дорогах является Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», реализация которой заложила основы программно-целевого подхода в этой сфере и определила безопасность дорожного движения как один из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, с начала реализации указанной федеральной целевой программы до 2010 года отмечалась устойчивая тенденция к снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, числа погибших и раненых, получивших травмы на дорогах. В 2010–2011 годах и первой половине 2012 года тенденция к устойчивому снижению числа случаев дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми, гибели детей на дорогах сменилась тенденцией роста числа погибших и раненых на дорогах детей, которые по сравнению с 2010 годом в 2011 году составили 5,1% и 0,5% соответственно. За 7 месяцев 2012 года зарегистрировано 11 713 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 520 детей погибли и 12 364 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество таких ДТП возросло на 7,2%, число погибших увеличилось на 5,5%, раненых на 7,6%. Увеличение основных показателей аварийности с участием детей отмечено в 27 субъектах Российской Федерации.

Дети участвуют в дорожном движении в различном качестве — пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств (велосипед, мопед, легкий мотоцикл).

Одним из основных видов дорожных происшествий с участием детей (42,0%) являются наезды на детей-пешеходов. В 2012 году в них погиб 171 ребенок. При этом причиной более чем 30 % таких ДТП является переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.

Наиболее остро проблемы детского дорожно-транспортного травматизма стоят в регионах с развитой сетью высокоскоростных магистралей — федеральных автомобильных дорог (ФАД). Тяжесть медицинских последствий ДТП с участием детей на ФАД в 2–4 раза превышает соответствующий показатель для субъекта России в целом. Таким образом, одной из важных задач является совершенствование системы организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в результате ДТП на ФАД.

Особую тревогу вызывает состояние аварийности с участием детей- пассажиров. Всего за 7 месяцев 2012 года зарегистрировано 4809 ДТП, в которых 284 ребенка погибли и 5323 получили ранения. При этом число погибших детей- пассажиров превысило число погибших детей-пешеходов. Пренебрежение водителей к использованию детских удерживающих устройств зафиксировано при оформлении каждого девятого ДТП данной категории.

ДТП с детьми-водителями требуют особого внимания. В 1096 ДТП участвовали дети — велосипедисты, погибли 30 детей, из них 20 погибли по своей вине. В 937 ДТП погибли 26 и получили ранения 752 ребенка-водителя автомототранспортных средств — мопедов, мотовелосипедов и скутеров.

Участники «круглого стола» отмечают, что существующая ситуация свидетельствует о недостаточном развитии у детей навыков безопасного поведения, безответственном отношении взрослых к жизни и здоровью детей в условиях большого роста числа транспортных средств на душу населения, а анализ сложившейся ситуации с детских дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о необходимости усиления работы по обучению и воспитанию грамотных участников дорожного движения.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма детей и подростков является одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению безопасности детей на дорогах. Основную роль в осуществлении таких профилактических мер играют образовательные учреждения. Обучение правилам дорожного движения должно занять самое прочное место в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС) нового поколения организована подготовка соответствующих им примерных программ дополнительного образования детей по обучению их безопасному участию в дорожном движении, работа над которыми будет закончена в 2012–2013 учебном году. В вариативной части ФГОС, введенных в действие приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 от 17 мая 2012 г. № 413) отражены вопросы формирования основ транспортной культуры и навыков безопасного участия в дорожном движении.

В рамках новых ФГОС осуществляется подготовка новых учебных программ и учебников (учебных пособий), в которых существенно расширены объемы изучаемых вопросов и усовершенствованы концептуальные подходы по обучению школьников безопасному участию в дорожном движении в рамках образовательных предметов «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности». К числу учебников такого рода относится уже изданный — «ОБЖ. 5–6 классы», на подходе аналогичный учебник для 7—8 классов.

Совершенствуется нормативная правовая база профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Так, с 1 сентября 2010 года введены в действие Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, которые включают в себя требования по наличию в образовательных учреждениях информационного оборудования по безопасности дорожного движения, отслеживанию динамики дорожно-транспортного травматизма.

Развивается материальная база обучения детей безопасному участию в дорожном движении, вождению велосипедов, транспортных средств категорий «А» и «В» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В рамках программ субъектов Российской Федерации осуществляется создание автогородков и учебных площадок, оборудование школьных кабинетов по безопасности дорожного движения, закупка световозвращающих элементов, учебной и методической литературы, финансирование массовых мероприятий с детьми, организация повышения квалификации преподавательского состава общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Важным аспектом обеспечения защиты детей как участников дорожного движения являются меры по совершенствованию медицинского обеспечения их безопасности на дорогах, осуществляемые в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», приоритетного национального проекта «Здоровье», региональных программ модернизации здравоохранения. Своевременность оказания пострадавшим первой медицинской помощи является определяющим фактором минимизации последствий ДТП с участием детей.

Разработана система неотложной специализированной помощи детям, пострадавшим в ДТП, с привлечением сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф, которая действует на основе интеграции служб медицины катастроф, скорой медицинской помощи, санитарной авиации, учреждений здравоохранения различного уровня. Создана и апробирована Информационная система учета детей, пострадавших в ДТП, которая должна стать технологической основой «Федерального регистра детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в России».

Межведомственное сотрудничество в рамках реализации основных мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», национальных приоритетных проектов и модернизации отечественного здравоохранения, внесение изменений в Правила дорожного движения в части перевозки детей (до 12 лет) с обязательным использованием удерживающих устройств (кресел), утверждение стандартов на детские автокресла, соответствующих европейским нормам позволили в последние годы существенно снизить тяжесть медицинских последствий ДТП с участием детей в Российской Федерации.

Дальнейшее снижение тяжести медицинских последствий ДТП с участием детей-пассажиров, обусловлено обязательным применением удерживающих устройств различных конструкций, что может быть достигнуто как просветительной работой с населением, так и ужесточением мер административной ответственности за нарушение соответствующих пунктов Правил дорожного движения.

Для повышения безопасности детей-пешеходов требуется совершенствование оснащения и организации пешеходных переходов, прежде всего у образовательных учреждений. По мнению экспертов, стратегически более перспективной представляется концепция разобщения транспортного и пешеходного потоков на базе создания системы школьных автобусов для перевозки детей по маршрутам «дом — школа» и «школа — дом». Многолетний позитивный опыт эксплуатации школьных автобусов в промышленно развитых странах убеждает, что риск травмы пассажира специализированного автобуса многократно ниже, чем пешехода.

Участники «круглого стола» отмечают, что несмотря на принимаемые меры обстановка на российских дорогах остается напряженной, требующей особого внимания и активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность детей на дорогах может быть достигнута только путем реализации комплексного подхода к профилактике и помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, объединения усилий и согласованности действий семьи, государства, общественных организаций и гражданского общества.

В связи с завершением срока действия Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», необходимо приступить к разработке новой федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения, посвятив мероприятиям по обеспечению безопасности детей на дорогах отдельный ее раздел, посвященный мероприятиям по обеспечению безопасности детей на дорогах.

В деле привлечения внимания специалистов и общественности к рассматриваемой проблеме, активизации деятельности в сфере информирования населения о последствиях ДТП, их профилактики и предупреждения ведущая роль принадлежит средствам массовой информации через проведение различных пропагандистских акций, брифингов, общественных конференций, форумов.

Обсудив ситуацию, сложившуюся в области обеспечения безопасности детей на дорогах, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Государствам — участникам Содружества Независимых Государств и международным организациям:

  1. Содействовать установлению согласованных правовых основ обеспечения безопасности детей на дорогах, защищенности детей от дорожно- транспортных происшествий.
  2. Продолжить работу по координации усилий стран Содружества в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания и обучения участников дорожного движения.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

  1. Разработать законопроект, предусматривающий неотвратимость наказания и ужесточение мер уголовной ответственности водителей, по вине которых пострадали или погибли дети, особенно в случаях выявления алкогольного или наркотического опьянения водителей.
  1. Разработать законопроект об ужесточении мер ответственности водителей за перевозку детей без применения специальных детских кресел и удерживающих устройств.
  1. Разработать законопроект о внесении изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части определения экстренной консультативной медицинской помощи как одной из форм медицинской помощи.
  1. Разработать законопроект, предусматривающий усиление ответственности за наезд на ребенка, в том числе в виде обязательной ответственности водителя за лечение и реабилитацию пострадавшего ребенка.

Разработать законопроект о введении уголовной ответственности за гибель или травмирование детей для лиц, допустивших нарушение правил перевозки наравне с виновником дорожно-транспортного происшествия.

  1. Координационному совету при Президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» при обсуждении практики ее реализации предусмотреть мероприятия, направленные на повышение безопасности детей на дорогах.

3. Правительству Российской Федерации:

  1. Разработать и утвердить федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», предусмотрев в ней раздел по обеспечению безопасности детей на дорогах.
  2. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации разработать Стратегию образовательной политики в области обучения всех социально-возрастных групп населения правилам безопасности жизнедеятельности на дорогах.
  3. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации в рамках разработки Стратегии развития индустрии детских товаров предусмотреть обязательность использования световозвращающих элементов на верхней детской одежде, обуви, школьных ранцах, сумках и портфелях детей, детских колясках.
  4. Установить обязательную сертификацию детских удерживающих устройств на основании испытаний, проведенных, аккредитованной испытательной лабораторией.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. Внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, предусматривающие обязательное преподавание раздела «Безопасность дорожного движения» в предметах «Окружающий мир» и «ОБЖ».
  2. Продолжить формирование единой системы обучения безопасному участию в дорожном движении, включающей возможности образовательных учреждений, системы дополнительного образования детей, автогородков и учебных площадок, мобильных площадок и кабинетов БДД.
  3. Использовать возможности обучающих компьютерных программ и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обучения детей безопасному участию в дорожном движении.
  4. Сформировать систему подготовки, экспертизы и апробирования новых печатных и электронных учебных и методических пособий по обучению участников образовательного процесса безопасному участию в дорожном движении.
  5. Принять меры к созданию и использованию мобильных автогородков в образовательных учреждениях и детских оздоровительных лагерях с целью формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
  6. Обеспечить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам безопасного участия в дорожном движении.
  7. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать систему «школьных» и экскурсионных автобусов для перевозки групп детей по фиксированным маршрутам и экскурсиям.
  8. Включить раздел по безопасности дорожного движения в программы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей общеобразовательных учреждений.
  9. Разработать комплект учебно-методических материалов по обучению водителей транспортных средств по категориям мопедов и мотовелосипедов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.
  10. Ввести в программы подготовки водителей раздел о безопасности детей (психологические особенности детей, как избежать наезда на ребенка, правила безопасной перевозки детей и т. д.).
  11. Подготовить предложения по созданию отрядов юных инспекторов движения, организационно-методического, материально-технического обеспечения.
  12. Разработать Всероссийский сайт по безопасности дорожного движения.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  1. Разработать и утвердить Порядок оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
  2. Совместно с руководителями территориальных органов управления здравоохранением разработать план-график внедрения системы неотложной специализированной медицинской помощи детям, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации.
  3. Разработать программы по оказанию психологической помощи, детям пострадавшим в ДТП.

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

  1. Разработать правовые основы регулирования допуска к участию в дорожном движении несовершеннолетних, управляющих транспортным средством с рабочим объемом двигателя до 50 куб. см.
  2. Утвердить нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль за регистрацией транспортных средств с объемом двигателя до 50 куб.см, возрастной ценз их водителей, требования к получению водительских удостоверений, экипировки «гонщиков» в части использования средств индивидуальной защиты, ограничение категорий автомобильных дорог.
  3. Рассмотреть вопрос об усилении ответственности (увеличение штрафа до стоимости кресла) за перевозку ребенка без удерживающего устройства (детского кресла).
  4. Разработать единую общероссийскую методику мониторинга качества подготовки водителей.
  5. Разработать единую общероссийскую методику мониторинга профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях.

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. При разработке региональных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения предусмотреть в них мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, включая обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими комплектами по обучению детей безопасному участию в дорожном движении; проведение тематических массовых мероприятий, конкурсов и фестивалей; создание на территории субъектов Российской Федерации автогородков и центров по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении; повышение квалификации преподавателей дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей по вопросам обеспечения безопасности детей как участников дорожного движения.
  2. Обеспечить эффективное использование медицинского оборудования, поставляемого в рамках федеральных и региональных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях и обеспечить соблюдение современных технологий оказания медицинской помощи пострадавшим.
  3. Разработать систему мер по организации и оснащению нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных в непосредственной близости от дошкольных и общеобразовательных учреждений необходимыми средствами регулирования дорожного движения.
  4. Рассмотреть вопрос о выделении специальных дорожек и полос движения для вело- и мототранспорта в населенных пунктах Российской Федерации.
  5. Принять практику использования паспорта дорожной безопасности образовательного учреждения.
  6. Организовать эффективные безопасные схемы организации дорожного движения в местах расположения образовательных учреждений, культурнооздоровительных и других объектов массового пребывания детей.
  7. Предусмотреть создание отрядов юных инспекторов движения, и обеспечить их материально-техническое и финансовое обеспечение.
  8. Привлекать к работе в органы самоуправления образовательных учреждений представителей органов ГИБДД.

 

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике

Ф. ДРАГУНКИНА

Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии доктор медицинских наук, профессор детской хирургии и травматологии доктор медицинских наук, профессор

Л. М. РОШАЛЬ

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика