125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

grigis2ЭРИК ГРИГИС,
Президент ассоциации преподавателей Латвии

 

Я руковожу ассоциацией преподавателей автошкол Латвии и, пользуясь возможностью, хочу познакомить участников конференции с теми проблемами, которые есть у нас в стране, рассказать о том, как мы их решаем. Если мы рассматриваем проблему гибели людей в ДТП и дорожно-транспортного травматизма, то, безусловно, надо как-то сравнивать положение в Латвии с теми показателями, которые характеризуют ее в других странах. Это количество погибших в автоавариях на один миллион населения. У нас эта цифра составила 140 человек по состоянию на 2008 год. Это далеко еще от показателей других стран Европы, но прогресс налицо, можно сказать, что уменьшилось число дорожно-транспортных происшествий, уменьшилось число погибших.

Хотелось объяснить, откуда у нас такие положительные данные появились. Прежде всего, начиная с июля 2005 года в республике не учитываются ситуации, если в результате дорожно-транспортного происшествия:

  • нет пострадавших людей;
  • не причинен материальный ущерб имуществу третьего лица;
  • отсутствуют повреждения причастных к нему транспортных средств, в результате которых оно не может передвигаться или дальнейшее движение ему запрещено;
  • водители транспортных средств смогли договориться обо всех существенных обстоятельствах происшествия и соответственно заполнить согласованное извещение, а также еще по некоторым причинам.

Таких происшествий на дорогах Латвии за прошлый год было 24 000, что соответственно дает хороший процент по уменьшению показателей аварийности в стране.

Треть всех погибших в ДТП составляют пешеходы. Это очень много. У нас проблема пешеходов и водителей велосипедов, которых в последнее время стало больше. Рост количества велосипедистов во многом объясняется тем, что по благополучию людей ударил кризис, и немало водителей для того, чтобы совершить короткие поездки, пересели на велосипеды. И вот тут сказывается человеческий фактор: на автомобиле употреблять алкоголь нельзя, а на двух колесах — можно. Соответственно пьяные велосипедисты увеличивают число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Однако в целом, несмотря на негативные тенденции с велосипедистами, ситуация с авариями с тяжкими последствиями на дорогах Латвии улучшается. И в первую очередь в этом заслуга министерства внутренних дел республики, ее полиции, принимаемых административных и профилактических мер.

В Латвии с 2004 года действует пунктовая система учета нарушений Правил дорожного движения, т. е. при их совершении набираются штрафные пункты, и те водители, которые регулярно пренебрегают законами дороги, ведут себя недисциплинированно в транспортном потоке, в результате лишаются прав. Чтобы их восстановить, они должны снова пройти обучение, сдать государственный экзамен заново и по теории, и по практике вождения. Это довольно трудно. Но статистика подтверждает, что система действует достаточно эффективно: уменьшилось число виновных водителей и аварий тоже.

Следующий момент — серьезная борьба с пьянством за рулем. Несмотря на то, что кризис в целом уменьшил количество автомобилей на дорогах и соответственно число нетрезвых водителей, психология остается существенным фактором. Некоторые выпившие все равно считают, что они вполне контролируют себя, и продолжают подвергать риску и себя, и других. Поэтому карательные меры к нарушителям, их последовательное применение, так сказать, действует отрезвляюще. Причем надо заметить, что возможно дальнейшее ужесточение мер по отношению к пьяным участникам дорожного движения.

Значительную часть усилий мы направляем на воспитание в людях ответственного отношения к своему присутствию на дороге. И воспитание это — системное, в том числе и в наших автошколах, которых в республике насчитывается 160.

Готовить квалифицированных водителей, понимающих ответственность не только за себя, но и за других участников дорожного движения — это значит исключить из процесса обучения коррупционные моменты, сделать его контролируемым. Поэтому при подготовке молодых водителей стали применяться видеокамеры, фиксирующие и процесс сдачи экзамена, в том числе и по практике вождения. Теперь люди стали понимать, что главное условие получения водительского удостоверения — не деньги, которые можно было бы передать недобросовестному экзаменатору, а знания. Глубокие знания и хорошие практические навыки вождения.

Главные документы, нормативные акты в Латвии,— это директивы, известные международные конвенции. Нам есть на что смотреть, с чего брать пример. И наша небольшая республика, где проживает не более 2,5 миллиона человек, может очень быстро ввести самые новейшие нормативные акты, что мы и стараемся делать. Ведь в тех документах уже сконцентрирован вполне определенный опыт организации безопасного движения. Следуя этому опыту, мы делаем заметные шаги вперед.

В связи с кризисом, как я уже говорил, число транспортных средств на дорогах нашей страны уменьшилось почти наполовину. Естественно, что уменьшилось число погибших и пострадавших в ДТП. Вместе с тем в автошколах заметно снизилась наполняемость, поскольку стало значительно меньше людей, которые оплачивали обучение из своего кармана. Но это не должно сказываться на качестве обучения молодых водителей. Кризис рано или поздно закончится, движение на дорогах вновь станет более интенсивным. Поэтому преподаватели автошкол понимают всю меру ответственности за уровень подготовки водителей и не снижают требований ни к себе, ни к обучаемым.

Сегодня мы при обучении молодых водителей акцентируем их внимание на том, что контроль за безопасностью на дорогах во многих местах осуществляется с помощью автоматически работающей техники. Лихачество, превышение скоростного режима пресекается довольно жестко. О зафиксированном нарушении и сумме штрафа извещается владелец автомобиля. Если штраф не уплачен, владельцу автомашины ставится запрет, он не может выезжать из страны, он не может пройти техосмотр, и т. д.

Мы говорим своим ученикам, что водитель, который попадается на регулярном нарушении ПДД и набирает свои 12 пунктов, должен сдать госэкзамен заново и вождение. И подчеркиваем, что если через 5 лет он заново попадется, т. е. получит 12 пунктов нарушений, тогда у него отберут права на 10 лет. Прошли первые пять лет, и не сделавшие выводов водители сталкиваются с этой новой, чрезвычайно неприятной для себя ситуацией. Это, естественно, меняет отношение нынешних наших учеников к знаниям, к практике вождения.

Большое внимание в процессе обучения мы уделяем разбору конкретных дорожных ситуаций, приводящих к авариям. Я даю задачи каждому молодому инструктору, каждому преподавателю — писать курсовую работу по теме «Безопасность дорожного движения», где он должен рассматривать результат той или иной дорожно-транспортной ситуации, той или иной аварии, проанализировать, почему она произошла, что надо делать, чтобы так не случилось.

Особое внимание при подготовке молодых водителей мы уделяем практическим навыкам безопасного вождения. У нас есть определенная и очень эффективная программа, рассчитанная на 26 часов. Ее осваивают инструкторы и преподаватели автошкол. И не только они. Большой интерес к ней проявляют и сотрудники полиции, приходят учиться из страховых компаний, инженеры из автотранспортных предприятий. Эту программу проходят, потому что в технических высших учебных заведениях в Латвии ничего такого нет.

Словом, автошколы в Латвии — это важное звено нашей программы обеспечения безопасности дорожного движения, борьбы с аварийностью, борьбы за жизнь и здоровье наших граждан. И мы прикладываем все силы, чтобы это звено было прочным, надежным.

 

Смотрите также:

 

© STOP-газета, N11, ноябрь 2009

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика